MaxiBAS BT608. Тестирование АКБ без авто
Наверное, многие сталкивались с необходимостью проверки состояния автомобильной аккумуляторной батареи. Такая потребность может возникнуть при плановом техническом обслуживании автомобиля, при поиске неисправности в системе энергораспределения, при проведении комплексной диагностики для купли-продажи автомобиля и т. д. Сегодня мы поговорим о проверке аккумулятора как отдельного элемента без автомобиля и о том, как это можно сделать при помощи Autel MaxiBAS BT608.
Существуют различные способы проверки аккумуляторных батарей и приборы для проверки. Состояние аккумулятора можно проверить с помощью мультиметра, нагрузочной вилки, специализированных тестеров и разрядных устройств. Первые два варианта требуют специальных знаний, а также документации на исследуемую батарею (таблица зависимости заряженности аккумулятора от температуры и плотности электролита). Два последних требуют знания работы с используемыми для проверки приборами, то есть они более простые. Давайте разберёмся, как с помощью специализированных тестеров АКБ дать оценку состоянию аккумулятора, но сначала познакомимся с теми параметрами, на основании которых можно сделать такую оценку.
Стандарты измерения
Для того чтобы определить состояние аккумуляторной батареи, нам необходимо выяснить, обладает ли она достаточной ёмкостью, может ли обеспечить заявленные производителем характеристики. Одной из основных характеристик, требующих проверки, является величина тока холодной прокрутки, или ток холодного пуска (CCA — Cold Cranking Amps). Это гарантируемый максимальный ток, который способен отдать охлаждённый до заданной температуры новый исправный аккумулятор и при котором напряжение на определённой секунде разряда будет не ниже фиксированного значения. На сегодняшний день существует несколько разных стандартов измерения величины тока холодной прокрутки: европейский, американский, азиатский и т. д.
Например:
EN (EN50342.1A1)
Европейский стандарт (полностью заряженную батарею по методике SAE JS537 охлаждают до –18 °C в течение 24 часов. Затем батарею нагружают силой тока, равной номинальному CCA батареи. Тест считается пройденным, если напряжение батареи не упадёт ниже 7,2 В в течение 10 секунд).
DIN
Немецкий стандарт (полностью заряженную батарею по методике SAE JS537 охлаждают до –18 °C в течение 24 часов. Затем батарею нагружают силой тока, равной номинальному CCA батареи. Тест считается пройденным, если напряжение батареи не упадет ниже 9 В в течение 30 секунд и 6 В в течение 150 секунд).
SAE (JS537)/CCA
Американский стандарт (полностью заряженную батарею по методике SAE JS537 охлаждают до –18 °C в течение 24 часов. Затем батарею нагружают силой тока, равной номинальному CCA батареи. Тест считается пройденным, если напряжение батареи не упадет ниже 7,2 В в течение 30 секунд).
ГОСТ Р 53165-2008
Ток холодной прокрутки (CCA) — это ток разряда, А, указанный изготовителем, который может обеспечить батарея для пуска двигателя в заданных условиях. ГОСТ Р 53165-2008 базируется на международном стандарте IEC 60095-1.
IEC 60095-1
Международная электротехническая комиссия (полностью заряженную батарею по методике SAE JS537 охлаждают до –18 °C в течение 24 часов. Затем батарею нагружают силой тока, равной номинальному CCA батареи. Тест считается пройденным, если напряжение батареи не упадёт ниже 8,4 В в течение 60 секунд).
На каждой конкретной аккумуляторной батарее все необходимые характеристики, как правило, указываются.
Какие параметры используют для оценки состояния АКБ?
Из многих доступных для измерения параметров для оценки состояния аккумуляторной батареи, как правило, используют два:
1. SOC % (State of charge) — состояние заряда.
Состояние заряда — это уровень заряда относительно ёмкости аккумуляторной батареи.
2. SOH % (State of health) — степень работоспособности.
Cтепень работоспособности — это величина, отражающая текущее состояние аккумулятора (аккумуляторной ячейки или аккумуляторной батареи) по сравнению с его идеальным состоянием.
Хотя невозможно определить максимальный или минимальный ожидаемый срок службы батареи из-за возможных изменений условий работы батареи, старение и износ в итоге приведут к отказу батареи при запуске двигателя. Поскольку SOH не соответствует напрямую физическому параметру, не существует общепринятой методики определения SOH. Разработчики тестеров АКБ могут использовать выходное сопротивление аккумулятора, импеданс, проводимость.
Принцип работы тестеров АКБ
Теперь давайте перейдём к тестерам аккумуляторных батарей. С учётом того что эти устройства анализируют отклик аккумулятора на тестовый сигнал специальной формы, а затем с помощью специальных алгоритмов рассчитывают и выводят на экран значения состояния заряда АКБ и степень работоспособности, их нельзя относить к измерительным устройствам. Корректнее говорить о них как об анализаторах состояния аккумуляторных батарей. Предлагаю кратко ознакомиться с принципом работы таких устройств.
Применение принципа измерительного моста Уитстона позволяет определить внутреннее сопротивление аккумуляторной батареи. При таком измерении батарея не разряжается и можно проводить целый ряд измерений без риска разрядить аккумулятор, что может произойти при других способах проверки, например разрядом или нагрузочной вилкой. Далее происходят вычисления. Алгоритм расчёта использует измеренный параметр и характеристики батареи, заданные пользователем перед началом проверки (тип АКБ, стандарт ССА, ёмкость). Формулы и константы для вычисления, «зашитые» в контроллер, каждый производитель такого типа приборов использует свои. Таким образом, точность показаний данных приборов зависит не только от элементарной базы, применяемой в приборе, но и от используемой базы данных в алгоритме вычислений. Точность показаний пропорциональна стоимости таких приборов.
Основное преимущество этих устройств заключается в том, что они имеют компактные размеры, просты в обращении и выдают результат через несколько секунд без риска образования искр, характерных при проведении традиционного испытания нагрузочной вилкой и разрядки батареи. Можно выделить следующие недостатки приборов:
1. Значения, выдаваемые такими тестерами, могут отличаться от полученных в лаборатории на профессиональном испытательном оборудовании, где АКБ физически разряжаются под реальной нагрузкой высоким током при температуре в –18 °С.
2. Подобные приборы не предназначены для анализа состояния новых аккумуляторных батарей. Они разработаны для проверки и оценки состояния бывших в эксплуатации АКБ, так как измерение корректно проводить только после нескольких циклов зарядки.
Процесс диагностики при помощи Autel MaxiBAS BT608
Теперь рассмотрим непосредственно тестер АКБ Autel MaxiBAS BT608. Несмотря на то, что он разработан для использования в профессиональной деятельности, выполнить проверку состояния аккумуляторной батареи не составит труда даже пользователю, малознакомому с теоретическими основами электротехники.
Подключаем провода к клеммам аккумулятора (красный к «+», чёрный к «–») и выбираем режим «Тест вне автомобиля».
Далее необходимо выбрать напряжение, тип аккумулятора, стандарт измерения величины тока холодной прокрутки и ёмкость. После того как условия проверки заданы, начинаем её, нажимаем кнопку «Продолжить».
Теперь можно проанализировать результаты теста. Тест проводился при температуре 24 °С, измеренная ёмкость (477 EN(A) батареи составляет 66 % от номинальной (720 EN(A). Это говорит о том, что количество материала пластины, которое химически реагирует с серной кислотой в растворе электролита с образованием электричества, сильно уменьшилось. Несмотря на высокий уровень заряда (83 %), способность производить требуемый ток для запуска двигателя потеряна. Вывод — аккумулятор подлежит замене.
Обратите внимание на следующий тест. В этом случае измеренная и номинальная ёмкости практически равны (SOH 98 %), а уровень заряда низкий (SOC 66 %), на основании чего можно сделать вывод о том, что аккумуляторная батарея исправна, но перед эксплуатацией её необходимо зарядить.
Как видите, при помощи тестера АКБ Autel MaxiBAS BT608, если использовать функцию «Тест вне автомобиля», можно быстро, а главное, точно сделать вывод о состоянии аккумуляторной батареи. Необходимо только правильно задать тип, стандарт и ёмкость аккумулятора. Результаты теста можно сохранить непосредственно в памяти прибора в формате pdf.
Также есть возможность отправить по электронной почте.
Встроенный принтер позволяет сразу распечатать результаты теста.
Рассмотренная нами в этой статье возможность выполнения проверки аккумуляторной батареи вне автомобиля — одна из простейших функций прибора для работы с аккумуляторными батареями Autel MaxiBAS BT608. В следующих публикациях мы рассмотрим функции, такие как проверка системы энергораспределения в автомобиле, включающая проверку аккумулятора, стартера, генератора в рамках единого процесса, познакомимся с функцией замены аккумулятора с регистрацией в бортовой сети автомобиля.
Спасибо за внимание!